Детско-взрослое сообщество (кружок)
«Мы – юные волонтёры»
на 2024-2025 учебный год
в подготовительной группе
Руководитель: воспитатель Матыко Е.В.
АКТУАЛЬНОСТЬ
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро-это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...
Д.С. Лихачев
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Мы – юные валантеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство– этосиноним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Новизна проекта
Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Цель проекта:
является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Ключевые задачи проекта:
1.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2.Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
3.Формировать у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4.Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
Перспективное планирование
№п/п |
Название и цель мероприятия |
Сроки |
1. |
1.1 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».
Цель: ознакомление детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.
1.2Беседа «Мы – юные волонтеры».
Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
1.3 Родительское собрание: Тема «Волонтерское движение в детском саду».
Цель: формирование у родителей представления о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.
1.4 Оформление стенда волонтерского движения «Радость» в детском саду
Цель: расширение представлений о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада
1.5 Акция «Ты не один» (день пожилого человека) Изготовление подарков своими руками педагогам -пенсионерам пожилого возраста
Цель: воспитаниечувства уважения по отношению к старшему поколению. |
Сентябрь |
2. |
2.1 Экологическая акция «Посади аллею»
Цель: посадка березовой аллеи на участке детского сада вместе с родителями
Задачи: воспитание бережного отношения к окружающей природе.
2.2 Беседа с детьми «Что значит быть добрым?»
Цель: выяснить с детьми, что значит быть добрым, считают ли они себя добрыми и как понимают, что такое «добро»
2.3 Выставка рисунков «Дорога доброты»
Цель: воспитание у детей сострадания и милосердия к другим людям, птицам, животным, насекомым и т.д.
2.4 Акция «Добрые дела для малышей»
Цель: оказание помощи малышам в разных видах деятельности (одевании, раздевании, заправлять кроватки, убирать игрушки и т.п.). |
Октябрь |
3. |
3.1 Акция «Помоги пострадавшим в пожаре»
Цель: привлечь детей и родителей к оказанию помощи семье пострадавшей в пожаре (кто чем может)
3.2 Акция «Покормите птиц зимой!». Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями.
Цель: вовлечение детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц из разного материала.
Задачи: пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.
3.3 Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!»
Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной и гражданской позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
3.4 Чтение художественной литературы «Как братья отцовский
клад нашли».
Цель: закрепление представлений о родственных
отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как
основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по
его делам.
3.5 Неделя добрых дел Беседа «Чему мы можем научить малышей» малышей?»
Цель: Оказание помощи детям младшей группы |
Ноябрь |
4. |
4.1 Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.
4.2 Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек, канцелярских товаров, книг и др.) для детей детского дома районного поселка Полтавка к Новому году.
Цель: сформировать у детей представление о взаимопомощи, о сострадании к чужой беде; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.
4.3 Чтение детям художественной литературы: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», В. Осеева «Просто старушка», В. Катаев «Цветик-семицветик»
Цель: на примере литературных героев воспитывать у детей желание совершать добрые поступки.
4.4«День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.
Цель: оказание шефской помощи |
Декабрь |
5. |
5.1 Акция «Помоги малышам». Помощь в расчистке снега на участке малышам, собирание на прогулку, подклеивание книг, показ сказки - драматизации.
Цель: оказание шефской помощи.
5.2 Выставка книг о природе
Цель: воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе природе
5.3 Мастер-класс «Изготовление подарков малышам»
Цель: доставить малышам радость
5.4 Акция «Научи меня играть»
Цель:помочь детям младших групп организовывать сюжетно-ролевые игры |
Январь |
6. |
6.1 Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»
Цель: формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
6.2 «Неделя добрых дел»- привести книжный уголок в порядок
Цель: вместе с детьми привести в порядок книги- подклеить, расставить
6.3 Беседа «Почему добро побеждает зло?»
Цель: учить детей рассуждать, делать выводы о добре и зле |
Февраль |
7. |
7.1 Акция к празднику 8 Марта «Подарки педагогам-пенсионерам, ветеранам труда, ветеранам Великой Отечественной войны
Цель: доставить радость к празднику
7.2 Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!» о необходимости оказания посильной помощи нуждающимся.
Цель: оказание помощи нуждающимся детям.
7.3 Организация игр с детьми младшей группы
Цель: воспитывать у детей желание доставлять малышам радость.
7.4 Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе
Цель: |
Март |
8. |
8.1 Беседа с детьми «Что вы сделали доброго?»
Цель: продолжать учить детей делать добрые дела
8.2 Операция «Сломанная веточка»
Цель: подвязывание и замазывание сломанных веточек на территории детского сада.
Задачи: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
8.3 «Сказка вы гости к нам пришла»
Цель: показать младшим детям сказку- драматизацию
8.4 |
Апрель |
9. |
9.1 Трудовой десант «Мусору – нет!».
Цель: улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.
9.2.Совместная акция с волонтерами школы «Чистый май, цветущий май»
Цель: воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
9.3 Акция «Бессмертный полк»
Цель: предложить детям вместе с родителями принять участие в шествии с фотографиями своих родственников «Бессмертный полк» в селе Вольное.
9.4 Создание альбома «Кладовая добрых дел»
Цель: закрепить знания о тех добрых делах, которые мы сделали |
Май |
10. |
10.1 Акция с волонтерами школы «Дизайн-оформление цветников на территории детского сада».
Цель: оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность. |
Июнь |
11. |
11.1 Представление для малышей «Детская безопасность»
Цель: довести до малышей представления об элементарной безопасности по правилам дорожного движения, доставить радость малышам.
11.2 Презентация (отчет) «Дорога добрых дел»
Цель: подвести итог работы детей и родителей волонтеров
11.3 Родительское собрание (отчетное) |
Июль |
Предполагаемый результат:
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
- участие детей в
волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность; - они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; - Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников. Инновационные
технологии помогут детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду. Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.