МБДОУ детский сад Солнышко г.Сураж, Брянской области

Описание образовательной программы ДОУ

Наименование программы:

Основная образовательная программа дошкольного образования

О.С. Ушакова « Развитие речи»

- С.Н. Николаева « Юный эколог»

- Л.И. Пензулаева « Физкультурные занятия в детском саду»

- Л.И. Лыкова « Цветные ладошки»

- Е.В. Колесникова « Математические ступеньки»

- Е.В. Колесникова « Обучение дошкольников элементом грамоты».

Численность воспитанников обучающихся по реализуемым образовательным программам – 136 детей

Обучение ведется на русском языке. 

Описание образовательной программы:

   Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) является документом,  представляющим модель образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детский сад " Солнышко" г.Сураж. Программа  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до поступления в школу с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Основой для разработки  образовательной программы ДОУ (далее-Программа) стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее-ФГОС). Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. При разработке Программы, в соответствии с ФГОС ДОУ определяет в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и  направлена на решение следующих задач:

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 Целью Программы является  развитие физических, интеллектуальных, духовно – нравственных, эстетических и личностных качеств ребенка.

Задачи:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и

индивидуальным особенностям детей;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

 Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). 
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и  реализуется в определённых видах деятельности:

в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно¬-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организационной основой реализации содержательного раздела Программы является  Календарь тематических недель, общая идея которых – расширяющееся через познание ребёнком мира вокруг и самого себя. В программе описаны такие формы организации процесса взаимодействия взрослого и детей, которые позволяют обеспечивать субъектную позицию участников педагогического общения, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность  детей.

В Программе  также представлены:

характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В части формируемой участниками образовательного процесса  

( кружки) учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена следующими программами:

По художественно – эстетическому развитию:

- Кружок « Волшебная кисточка» - средняя группа- руководитель Ковалева И.В.

- Кружок фольклорный – подготовительная группа – музыкальный руководитель Якименко Е.В.

По познавательному развитию:

_ кружок « Природа наш – дом» - старшая группа – руководитель Кравченко И.А.

По речевому развитию:

- кружок « Всезнайка»  - « Я начинаю читать» - подготовительная группа – руководитель Камлева С.Ф.

В настоящее время в ДОО решается задача по установлению с семьями родителей партнерских отношений. Целью взаимодействия является создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

Организация процесса взаимодействия основана на принципах:

значимость социального партнерства для каждой из сторон; единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка; равноправие и равноответственность родителей и педагогов; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; открытость и добровольность; уважение и доброжелательность друг к другу; индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия дошкольного учреждения  с родителями воспитанников. Основные формы  работы с семьями - родительские собрания, консультации индивидуальные и групповые, совместная деятельность в ходе работы над проектами, привлечение к участию в конкурсах, акциях, выставках, наглядная информация, проведение совместных праздников и развлечений.

9 января 2020 в 11:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.