МБДОУ детский сад Солнышко г.Сураж, Брянской области

Статья в региональную газету " Брянская учительская". Воспитатель Камлева С.Ф.

 « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и традициям»

Детство – ответственный этап в становления личности ребенка и ее нравственной сферы. Вовремя созданная педагогическая среда будет способствовать воспитанию в детях доброго отношения к окружающим, развитию нравственных и патриотических чувств и стремлений. 

Педагогическая  деятельность коллектива нашего детского сада в данном направлении основана на приобщении детей к истокам русской  национальной культуре, в соответствии с лучшими традициями педагогики, с требованиями и рекомендациями программы по ФГОС  « От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой», О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Поэтому я посчитала необходимым донести до своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам,  в том числе и к фольклору.

В своей работе над  данной проблемой я выделила следующие этапы:

Создание уголка национального быта;

Использование фольклора ( сказки, песни, частушки, прибаутки);

Знакомство с народными традициями, обрядами, играми.

Свою работу начала с создания предметно – развивающей среды в группе. Оформила уголок быта « Русская изба».  Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народной культурой и традициями проходят в « Русской избе». И от каждой встречи детей получают новые знания, радость. Обязательно согласно теме образовательной деятельности к детям приходят любимые герои русских народных сказок ( Леший, Домовой, Кикимора, Кощей), проводим подвижные игры, пляски, хороводы. Рассказываю детям о назначении кухонной утвари, окружающих предметов в избе. Воспитанники усваивают правила гостеприимства: « Не красна изба углами – красна пирогами», « Чем богаты – тем и рады».

Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним  мы относим Масленицу, Пасху,, Сороки, Иван Купала,  Рождество. На музыкальной  образовательной деятельности  дети знакомятся  с русскими народными музыкальными  инструментами, а затем  используют полученные знания в самостоятельной художественной деятельности.  Кроме того  в образовательной  деятельности мы разучили хороводы «На горе-то калина» и др.  Дети с  удовольствием инсценируют русскую народную  песню «Как у наших у ворот».

Народные праздник мы всегда связываем с игрой. Играем в русские народные игры на улице, в группе, в образовательной деятельности по физическому развитию ( « Гуси – лебеди», « В углы», « Жмурки»). Совместно с детьми разучиваем прибаутки, считалки – все это делает процесс игры более интересным и познавательным.

v Солнце – в небе,

Соль – на хлебе,

Вишня- в саду,

А ты на виду!

Я найду!

Я уже иду!

v Катится яблочко

С крутой горы

Кто поднимет-

Тот уйди!

Данный опыт показывает, что моя работа, которую я веду с  детьми на протяжении трех лет  позволяет соприкоснуться с культурой и традициями русского народа, учить воспитанников ценить наследие прошлого.

 

С. Камлева,

воспитатель  детского сада « Солнышко».

г. Сураж

 

 

7 апреля 2016 в 15:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.